8 800 333 28 00

Техническая поддержка
Извините, браузер не поддерживается.
Скачайте и установите один из предложенных браузеров

Нервно-психомоторное развитие детей 0-14 лет

Консультация дежурного врача

Знание уровней физического, психического развития очень важно для обеспечения оптимальных условий жизни. Особенности нервно-психического развития ориентированы на среднестатистические данные, однако нельзя забывать об индивидуальных особенностях ребенка, т.к. отклонения в тот или иной срок могут колебаться в норме от 1 до 3 месяцев. Нижеприведенная таблица поможет оценить уровень развития вашего ребенка, а при выявлении отставания на 3 и более месяцев обращайтесь к специалистам по проблемам развития детей своевременно. Показатели нервно-психического развития детей по возрастам.

  • Период новорожденности: наиболее беззащитный период и нуждается в тщательном уходе. Спокоен, если сыт и правильно вскармливается. Спит 20-22 часа. Активно двигает ручками, ножками, но некоординировано. Отмечаются зрительное, слуховое сосредоточение, что обеспечивает основные жизненные процессы. Плачет громко, крик звонкий.
  • 1 месяц: Зрительное сосредоточение (контакт), движение глазных яблок и фиксация взгляда, особенно на ярких предметах. Активен, появляются улыбка, сучит ножками, ручками активно, произносит гортанные звуки.
  • 2 месяца: Следит за игрушкой, лицом взрослых. Улыбается, удерживает головку и, лежа на животе, активно «крутит» головкой. Поворачивается на источник звука. Издает протяжные звуки, громко плачет, если голоден.
  • 3 месяца: Хорошо узнает мать, узнает близких, эмоционально гулит, живо реагирует при виде груди (бутылочки), головку удерживает вертикально. Удерживает предметы ручкой, тянет ручку к висячей игрушке, произносит отдельные звуки (а, у, и).
  • 4 месяца: Узнает членов семьи, смеется, ищет источник звука движенем глаз, активно двигается при виде игрушек, тянется к ним, кладет в рот (первый источник познания мира), разглядывает свои ручки, пытается переворачиваться, ползти, гулит, агукает в ответ.
  • 5 месяцев: Отличает родных людей от чужих. Радостно оживляется, смеется при обращении к нему, при виде знакомых, «любимых» игрушек. Тянется, удерживает длительно. Активно двигается, переворачивается, смотрит в зеркало с интересом. Любит засовывать предметы, ручки в рот, активно гулит, агукает самостоятельно.
  • 6 месяцев: Активно и живо реагирует на окружающих, особенно, мать, успокаивается, держа руку или игрушку во рту. Переворачивается с живота на спину и наоборот, пытается и может ползать, поднимает и долго удерживает головку в любой позе. Долго удерживает игрушку. Ест с ложки, снимая пищу губами. Смеется, гулит, агукает, издает разные звуки. Постепенно развивается способность сидеть (не пытайтесь сажать рано). Ребенок сядет тогда, когда сможет.
  • 7-8 месяцев: Играет активно, ползает, начинает сидеть самостоятельно, находит предмет на знакомом месте, когда спрашивают «где?». Пьет из чашки. Произносит отдельные слоги, звуки, радуется громко.
  • 9 месяцев: Тянется к родным, знакомым, отвергает игрушку, предмет, которые не нравятся, машет ручкой «пока-пока», активно переворачивается, ползает, сидит без помощи, может стоять с поддержкой, понимает названия нескольких предметов, игрушек, находит их, может сам кушать печенье, произносит слоги ма-ма, ба-ба, па-па и др.
  • 10-12 месяцев: Движения более активные, выполняет по просьбе взрослых различные задания, крепко стоит, делает попытки ходить с поддержкой и даже самостоятельно. Понимает названия предметов, книжек, делает «ладушки», «сорока-воровка», адекватно смеется, любит играть в «прятки», активно машет ручками, прощаясь. Может брать, держать ложку, чашку, мелкие предметы. Произносит от 5-6 до 10 слов, повторяет, различает «можно» и «нельзя».
  • 2 года: Реагирует адекватно на обращения, общение, играет с другими детьми, задает вопросы, играет с игрушками, слушает сказки, листает книжки, называя знакомые предметы, животных, может кушать самостоятельно, бегает, бьет по мячу, может подниматься, спускаться по лестнице. Словарный запас – 10-50 слов и расширяется, пытается связывать слова.
  • 3 года: Играет в ролевые игры, любит помогать, открывает двери, полки, руки моет, сушит, может сам одеваться, стоять на одной ноге, переступает ножками по лестнице, пытается рисовать, чертит прямые линии. Говорит ясно, понятно, употребляя предлоги «на», «под», «внутри».
  • 4-5 лет: Играет со сверстниками, пытается помочь, с любимыми игрушками играет долго, может пользоваться туалетом (приучать активно с 1,5 лет), моется, одевается, самостоятельно может застегивать пуговицы, может ездить на трехколесном велосипеде, скакать, прыгать, качаться на качелях, может красить, рисовать, имеет понятие о размерах (больше, меньше и др.), знает цвета, умеет считать и к 5 годам даже читать несложные слова. В 3-5 лет развивается самоутверждение собственного «я». 

Все указанное – это средний стандарт. Дети могут опережать, несколько задерживаться, но напоминаем еще раз: если это отставание превышает намного средние сроки возрастного развития, своевременно обращайтесь за консультацией  к специалистам. Главное – любите своих детей такими, какие они есть, не сравнивайте ни с кем (особое отношение должно быть к детям-инвалидам и родителей, и специалистов). Приобретайте для детей игрушки соответственно возрасту, играйте, приучайте к самостоятельной игре, хвалите, дайте им ощутить вашу любовь и преданность.